Япония

2012-05-29 16:20:00
Япония

Островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Численность населения – около 130 млн чел., из них 70 тыс. – мусульмане.

Государственный язык – японський.

Столица – Токио.

Денежная единица – иена

Государственный строй – конституционная монархия.

Ислам в Японии

Не смотря на то, что Япония – это страна, которая мало ассоциируется с мусульманами или исламским миром, в действительности, Японию и исламский мир связывает многое.

Японское правительство не ведет статистического учета численности мусульман. Ни иностранных граждан, ни японцев не обязывают указывать вероисповедание при опросах, проводимых официальными государственными службами. Вмешательство государства в вопросы религии в Японии считаются сугубо личным делом, скрытым от глаз общественности.

Как следствие, подлинная численность мусульманской общины в Японии остается вопросом дискуссионным. Некоторые мусульманские организации и СМИ называют цифру 100 тыс. чел. Наиболее основательная работа по данной теме была проведена японскими учеными Хироши Коджима из Национального института демографии и исследований социальной безопасности и Кейко Сакураи из Университета Васеда. По их оценкам, мусульманская община достигает численности 70 тыс. чел., из них 90% составляют иностранные граждане, а оставшиеся 10 – коренные японцы. Среди иностранцев самые крупные национальные группы представлены индонезийцами, пакистанцами, бенгальцами и иранцами.

Ислам в Японии обладает намного более длинной историей, чем можно было бы предположить. Уже в 1870-е гг. в японских портовых городах проживало несколько мусульман-иностранцев. Небольшое число коренных японцев также обратилось в ислам накануне Первой мировой войны. Однако только после революции в России, когда начался приток татарских беженцев из-за рубежа, в Японии появились религиозные организации мусульман. В 1928 г. в Кобе открылось первое мусульманское общество, а в октябре 1935 г. была построена первая постоянно действующая мечеть. Токийская мечеть открылась семью годами спустя, в мае 1938 г., в присутствии впечатляющего числа высокопоставленных политических деятелей довоенного времени.

Обе эти мечети не прекратили свое существование и после войны. Японская мусульманская ассоциация была образована в 1952 г., получив в июне 1968 г. официальное признание в качестве религиозной организации от японского правительства. “Нефтяной шок” 1970-х гг. привлек беспрецедентное по своим масштабам внимание японской общественности к Арабскому и исламскому миру. В это же время в Токио был открыт Исламский Центр Японии, разместившийся в огромном здании в районе Сетагайя. К настоящему моменту, благодаря ранее упоминавшемуся притоку мусульман в 1990-х гг., число мечетей в Японии превысило двадцать. Для полноты картины следует отметить, что посольства ряда мусульманских стран в Токио предоставляют услуги для мусульман, а, кроме того, в некоторых японских университетах действуют мусульманские студенческие ассоциации.

В индивидуальном плане к мусульманам в Японии относятся не хуже, чем к другим иностранцам. Если мусульманин обладает светлой кожей и коротко подстрижен, то в японском обществе его принимают хорошо. У темнокожих и бородатых мусульман возникает больше проблем. Многие японцы склонны судить об иностранцах по их виду и манере держаться. Улыбающийся и дружелюбный иностранец – мусульманин он или нет – как правило, будет восприниматься хорошо, в особенности, если он проявляет уважение к японской культуре и учит местный язык. Несмотря на это, мусульмане как общность сталкиваются с некоторыми специфическими проблемами. В особенности это касается глубоко религиозных и соблюдающих обрядность мусульман.

У японцев долгое время сохранялись негативные представления об исламском мире. После модернизации (в эпоху Мэйдзи и позднее) большая часть информации об исламском мире поступала в Японию из западных, в особенности – британских источников. Сравнительно мало японцев имели возможность разрушить стереотипы посредством общения. Как следствие, викторианские взгляды на ислам оказали непропорционально сильное воздействие на японское понимание ислама. Даже попытки создать паназиатский антизападный альянс в конце 1930-х – начале 1940-х гг. не смогли преодолеть эту повальную тенденцию. В послевоенный период Японию наводнила американская культурная продукция – голливудские фильмы, американские газеты и литература. Как сильнейшая мировая держава и главный союзник Японии, США пользовались большим авторитетом в области культуры. Более того, это совпало по времени с борьбой США против политических движений в арабском и исламском мире, в результате чего негативный образ мусульман проник из американских СМИ и в японские.

Коренные японцы, принявшие ислам, действительно сталкиваются с дополнительными затруднениями. Отношение японцев к мусульманам из числа соотечественников отличается от их отношения к мусульманам из-за рубежа. Это объясняется существованием очень стойких представлений об облике японца. Исламский запрет на алкоголь и свинину вступает в конфликт с такими японскими традициями, как кангейкай (вечеринка по случаю новоселья) и боненкай (празднование окончания года). Изакайя (японский бар) – это также важный элемент социальной коммуникации, и любой японский мусульманин, яро приверженный исламским запретам, в такой обстановке может столкнуться с критикой и неодобрением со стороны коллег.

Японские образовательные учреждения уделяют крайне мало внимания исламскому миру. Большинство японцев по-прежнему полагаются на телевидение как на главный, а порой и единственный, источник информации. Чиновники игнорируют звонки как от небольшой Японской ассоциации по изучению Ближнего Востока (JAMES), так и от других аналогичных академических сообществ, требующих расширения образовательных программ.

Как показывает все вышесказанное, японцы продолжают относиться к исламу со скептицизмом, рассматривая его религиозным атрибутом бедных регионов. Даже многие основы исламского вероучения покрыты для них завесой тайны. Многие японцы не только не знают ничего об исламе, но и не хотят знать. Их отношение варьируется от равнодушия до подозрения.

Таким образом, отношения между мусульманами и японцами – это весьма специфическое явление. Если не вдаваться в подробности, можно сказать, что Япония привлекает многих мусульман, но большинство японцев безразличны к этому факту. Многие японцы не привыкли жить в мультикультурном обществе и предпочитают ограничивать общение с иностранцами до минимума. Посему пока межкультурные барьеры являются одной из основных проблем мусульман в этом дальневосточном государстве.

Сегодня во многих мечетях японцам, желающим расширить свои знания об исламе, предоставляется возможность пройти специальные курсы. Предприниматели открывают рестораны и службы по доставке продуктов для мусульман. Шаг за шагом достижения отдельных мусульман влияют на общую ситуацию.

Посольство Японии в Украине

Адрес: 01901, Киев, Музейный переулок 4,

Тел. +380-44-490-5500

Факс: +380-44-490-5502

E-mail: jpembua7f@svitonline.com

Сайт: http://www.ua.emb-japan.go.jp/ukr/index.html

Теги: ФСБ, Ингушетия, Россия

Новости по теме

Новости партнеров
Loading...
Join
загрузка...
Ищите нас в соцсетях
Join
загрузка...