Хадж (паломничество)

Хадж, или паломничество в Мекку, является одной из пяти важнейших обязанностей мусульманина (аркан аль-ислам хамса). Главным отличием от других четырех является то, что Хадж следует совершать каждому мусульманину, который имеет для этого средства: «Господь повелел совершить Хадж тем, кто в состоянии совершить его» (Коран 3:97).

Хадж совершается во время двенадцатого месяца по лунному календарю – зу-л-хиджжа. Так как лунный год короче солнечного на 11 дней, то дата Хаджа соответственно смещается относительно времен года.

Пророк Мухаммад говорил: «Совершающий Хадж во имя Творца, не делающий во время Хаджа никаких обид своим ближним, не совершающий никаких преступлений, не вступающий в связь с женщинами, после окончания Хаджа станет таким же безгрешным, как младенец, которого мать только что родила на свет».

Мусульмане, приехавшие со всех концов земли и одетые в одинаковые одежды, в один голос отвечают на призыв Хаджа, произнося слова особого обращения к своему Творцу (талбийа): «О, Господь мы повиновались Тебе и отозвались, нет у Тебя соучастника; воистину Тебе хвала, власть принадлежит Тебе и блага; нет у Тебя соучастника!». Этими словами ими знаменуется достижение особого состояния – ихрама. Ихрам начинается для паломников еще до того, как они вступят на священную землю Мекки – он начинается от Миката (место, которое определил пророк Мухаммад, не переходя которого надо приступить к ихраму). Например, для тех паломников которые начинают Хадж из Медины, ихрам начинается в Зу-л-Хулайфе, для йеменцев – в Йаламламе и т.д.

Паломники облачаются в специальное одеяние (также называемое ихрам), состоящее из двух белых не шитых полотнища, одно из которых оборачивается вокруг бедер, а другое накидывается на плечи. Мужчинам запрещено покрывать голову, можно лишь использовать зонтики. Женщины также могут носить белое одеяние, полностью прикрывающее их тело и голову, однако им разрешается и чистое, скромное платье в традиционном стиле тех стран, откуда они родом. При этом женщинам запрещено закрывать лицо и кисти рук. Одеяние ихрама символизирует собой ту одежду, в которой мусульмане хоронят умерших. Тем самым, входя в состояние ихрама, верующий ощущает себя держащим ответ за свои поступки в Судный день.

Приняв ихрам, паломники совершают обряд умра – малого паломничества, включающего в себя семикратный обход Каабы (тауаф), специальный намаз, испитие воды из священного источника Земзем и быстрого семикратного прохождения между холмами ас-Сафа и ал-Марва (са‘й). После этого те их мусульманы, кто решил объединить обряды умра и Хаджа в один, остаются в состоянии ихрама до конца Хаджа. Те же из них, кто желает провести умра и Хадж раздельно, выходят из состояния ихрама, обрезая у себя прядь волос.

Во время Хаджа паломникам запрещается:

  • использовать мыло, духи и шампунь с запахом;
  • мазать голову или бороду маслом, жидким воском;
  • стричь ногти и волосы;
  • половой акт и прелюдия к нему;
  • заключать брак;
  • охотиться на диких животных, мясо которых разрешено в пищу шари’атом;
  • покрывать голову и одевать пошитую одежду мужчинам;
  • закрывать лицо и одевать перчатки женщинам.

Через «Ворота Мира» – Баб ас-Салям, – правой ногой паломники вступают в Аль-Масджид Аль-Харам («Запретную Мечеть»), которая является главной мечетью мусульман всего мира. Здесь они совершают молитву, состоящую из двух циклов (рака’атов). После этого они совершают ритуальный обход Каабы (тауаф) таким образом, чтобы левый бок был постоянно обращен к ней (т.е. против часовой стрелки), сопровождая свое движение особыми молитвами, начиная движение со стороны Черного камня (аль-хаджар аль-асвад).

Тауаф выполняется семь раз, причем паломники стараются совершить три тауафа быстрым шагом (или бегом) и четыре тауафа – размеренным шагом. Но обычно скорость обхождения определяется общей массой паломников – ведь одновременно тауаф совершают тысячи людей. Совершив обход Каабы, паломники вновь читают молитву (намаз тауафа), пьют воду из священного источника Земзем, умываются ею, набирают ее в специальные сосуды – земземийя.

Испив воды Земзема, паломники выходят на склон холма ас-Сафа, молятся там, став лицом к Каабе, а затем совершают са‘й (быстрое семикратное прохождение между холмами ас-Сафа и ал-Марва).

На следующий день, восьмого зу-л-хиджжа, паломники, запасшись водой, через долины Мина и ал-Муздалифа идут к подножию горы Арафат, расположенному в двадцати восьми километрах от Мекки, где располагаются на ночлег перед самым важным днем всего Хаджа.

Девятого зу-л-хиджжа наступает кульминация Хаджа – стояние у горы Арафат (вукуф), где Мухаммад в последний год своей жизни произносил прощальную проповедь перед собранием паломников и где он получил последние строки Откровения. Место предстояния находится перед невысокой (60 м) горой Джабал ар-Рахма, перед которой, согласно мусульманскому преданию, некогда встретились Адам и Хавва (Ева), после того как были ниспосланы на Землю из Рая. В восточном склоне горы вырублена лестница, ведущая к выстроенному на вершине минарету.

Стояние начинается в полдень со специальной молитвы и продолжается до захода солнца. Если вукуф пропущен – вне зависимости от причины пропуска, – все паломничество теряет силу и должно быть повторено.

С заходом солнца паломники бегом устремляются в долину ал-Муздалифа (ифада), где у мечети начинается ночная молитва. Утром следующего дня, десятого зу-л-хиджжа, после утренней молитвы они направляются в долину Мина, где совершают ритуал побивания Шайтана камнями (рами аль-джамарат). Для этого они бросают семь камешков (либо три раза по семь – 21, либо семь раз по семь – 49), подобранных в ал-Муздалифе, в последний из трех столбов, стоящих тут, произнося при этом: «Во имя Бога всевышнего, я совершаю это в знак ненависти к дьяволу и для его посрамления». Этот обряд является символическим повторением того, как когда-то Ибрахим (Авраам) побивал камнями шайтана, стремящегося его сбить с пути покорности Господу.

После обрядов вукуф и рами аль-джамарат, в день десятого зу-л-хиджжа настает черед жертвоприношения. Данное торжество известно под названием Ид аль-Адха или Курбан-Байрам («Великого Праздника») и наряду с Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам («Праздником окончания поста») завершает ежегодный канонический календарь мусульманских праздников.

С одиннадцатого по тринадцатое зу-л-хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина, где бросают камни уже во все три столба. После этого они совершают прощальный обход Каабы. В течение последних дней Хаджа и после жертвоприношения паломники постепенно выходят из состояния ихрама, обрезая прядь волос и брея бороду, что символизирует собой начало новой жизни для паломника.

Те из паломников, кто совершил Хадж без предварительного малого паломничества (умры), после прощального тауафа выполняют са‘й. Хадж заканчивается. Некоторые действия, например, половые отношения, остаются под запретом до совершения некоторых заключительных обрядов, таких, как ритуальное побивание камнями шайтана и прощальный тауаф.

Часто после Мекки паломники стремятся посетить Медину, Город Пророка, расположенную на 480 км севернее Мекки. Медина, как и Мекка, является «запретным» городом, открытым только для мусульман. Хотя посещение Медины не является обязательным действием (рукном) Хаджа, но большинство мусульман стараются посетить могилу пророка Мухаммада и другие святые места, окружающие этот город-оазис.

Новости партнеров
Loading...
Join
загрузка...
Ищите нас в соцсетях
Join
загрузка...