Ибн Хальдун: мыслитель, опередивший свое время

2016-03-11 20:50:00
Ибн Хальдун: мыслитель, опередивший свое время

Абу Зайд Абдаррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун родился в Тунисе 27 мая 1332 г. в семье крупного государственного чиновника и ученого. Поколения его предков занимались искусством политики, например, дед Ибн Хальдуна был хаджибом эмира Абу Фариса, правителя города Бужи (северный Алжир).

Именно отец стал первым учителем Абдаррахмана, также немалую роль в становлении великого ученого сыграла домашняя обстановка, поскольку нередкими гостями семьи были образованнейшие люди того времени. Образование Ибн Хальдуна было традиционным для того времени: арабская грамматика, поэтика, фикх, чтение Корана (кираа). Изучение высказываний (хадис) и жизнеописания пророка Мухаммада (сира) также занимало большое место в начальном образовании Ибн Хальдуна. Некоторым религиозным наукам его обучал Ибн Абд ал-Мухаймин ал-Хадрами, писец султана Туниса Абу-ль-Хасана, известный своей богатой – более трех тысяч книг – библиотекой. Около трех лет Ибн Хальдун обучался у Абу Абдаллаха ал-Абили, который познакомил его с логикой (мантык), философией (фальсафа) и суфизмом (тасаввуф).

Впоследствии Ибн Хальдун во многих своих трудах с большим уважением вспоминал ал-Абили. Однако, в 1348 году безоблачные дни закончились – из-за эпидемии чумы, охватившей весь Магриб, умерли родители Ибн Хальдуна, и с этого времени ему пришлось самому обустраивать свою жизнь. Некоторое время он работал простым писцом при дворе султана Туниса Абу Исхака. Впоследствии Ибн Хальдун стал личным секретарем маринидского султана Абу Инана, покровительствовавшего легендарному арабскому путешественнику Ибн Баттуте, затем – специальным эмиссаром нового фесского султана Абу Салима, после – посланником гранадского султана Мухаммада к королю Кастилии Педро Жестокому.

В 1365 году Ибн Хальдун достиг вершины своей политической карьеры – должности хаджиба у султана Бужи Абу Абдаллаха (которую некогда занимал его дед). Однако из-за постоянных происков врагов даже на этом месте Ибн Хальдун смог продержаться лишь несколько лет, после чего странствия в поисках "тихой бухты" вновь продолжились. Ибн Хальдун искал пристанище то при дворах правителей Андалусии, то у различных эмиров Северной Африки. Весной 1375 г. Абу Хамму, эмир Тлемсена из династии Абдалвадидов, при дворе которого в то время служил Ибн Хальдун, отправил его к вождям арабского племени бану ариф из племенного союза дававида. Абу Хамму, правитель Центрального Магриба (Алжир), вел затяжную войну с султанами из династии Маринидов, и постоянная поддержка шейхов дававида была основой его военной мощи. Однако Ибн Хальдун, оказавшись в землях племенного союза, неожиданно решил остаться и закончить свою политическую карьеру, о чем сообщил своему покровителю в письме.

Впоследствии Ибн Хальдун писал в автобиографии: "Я обосновался вместе со своей семьей в Кал’ат ибн Салама, укрепленном замке... который дававида получили от султана в икта. Там я провел четыре года и начал составление своего труда: завершил Мукаддиму, труд необычный по своему плану... Во время длительного пребывания в замке я совершенно оставил дела Магриба и дела Тлемсена для того, чтобы полностью отдаться своему труду. По окончании Мукаддимы, перейдя к истории арабов, берберов и зената, я почувствовал необходимость в книгах...". Здесь Ибн Хальдун говорит о  своей знаменитой работе "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть".

Точнее, о введении (Мукаддима с арабского языка и переводится как "Введение") к этому трактату, в котором он изложил свое видение причин подъема и упадка стран и народов, взгляды на общество и историю. В 1381 г. Ибн Хальдун выступил в Тунисе с изложением своего нового учения, однако не был понят, и, сославшись на необходимость совершения хаджа, покинул Тунис, направившись в крупнейший в то время центр арабской культуры – Каир. Здесь знания и опыт Ибн Хальдуна оказались очень востребованными мамлюкским султаном Баркуком, и он был назначен на пост верховного кади маликитов. На этом же посту он служил и сыну Баркука – султану Фараджу.

Все время пребывания в Египте, Ибн Хальдун не избежал интриг вокруг себя – из-за постоянных оговоров он несколько раз смещался со своей должности кади маликитов. Находясь в свите султана Фараджа, в 1401 году Ибн Хальдун оказался в Дамаске, осаждаемом Тимуром (Тамерланом), и принял участие в мирной делегации. Именно там произошла его личная встреча с Великим Хромцом (как прозвали Тамерлана в средневековых русских летописях). Достоверно неизвестно, как прошла встреча, однако, Ибн Хальдун получил от Тимура разрешение вернуться в Каир, где он 16(17) марта 1406 года умер и был похоронен. После себя Ибн Хальдун оставил ряд сочинений, среди которых автобиография "Путешествие Ибн Хальдуна по Востоку и Западу" ("Рихлат Ибн Хальдун фи-л-гарб ва-л-машрик"), суфийский трактат "Исцеление стремящегося к углубленному знанию проблем" ("Шифа ус-саиль уа тахзиб уль-масаиль"), а также трактат по логике "Сердцевина сути основ вероучения" ("Любаб уль-мухассаль фи усуль ид-дин"), написанный им в возрасте 19 лет на основе лекций ал-Абили. Но наиболее известным сочинением Ибн Хальдуна стал его фундаментальный труд "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть" ("Китаб аль-ибар уа диван аль-мубтада уа аль-кхабр фи аййям аль-араб уа аль-аджам уа аль-барбр уа ман асарахум мин зауви ас-султан аль-акбар").

Обычно, в научной литературе, первую часть "Книги назидательных примеров…" вместе с авторским предисловием и "Введением о превосходстве науки истории" объединяют под одним общим наименованием – Мукаддима (“Введение”). Однако сам Ибн Хальдун назвал свое "Введение" иначе: "Книга о природе социальной жизни". И именно это введение, представляющее примерно треть от общего объема "Книги назидательных примеров…", содержит наиболее ценные и оригинальные идеи средневекового мыслителя, его взгляды на историю, цивилизацию, экономику, социологию, которые намного опередили свое время. Не случайно сегодня Ибн Хальдуна относят к числу самых видных мыслителей в истории человечества. 

Автор: Денис Брилев, специально для ИА УММА
Новости партнеров
Loading...
Join
загрузка...
Ищите нас в соцсетях
Join
загрузка...